Защита деловой репутация – достаточно актуальная тема для представителей многих сфер бизнеса. Многие организации, предприятия и частные предприниматели рано или поздно сталкиваются с такой проблемой, как нарушение деловой этики. Но зачастую они просто не знают, как доказать, что нарушена их честь, достоинство или деловая репутация. К сожалению, не имея на руках доказательств того, что конкурент солгал, восстановить имидж собственной компании практически невозможно. Во всех остальных случаях все же стоит попытать счастье в суде.

Фирме, доверие к которой подорвано недобросовестными действиями конкурентом, труднее получить кредит или выгодное предложение. Она стремительно теряет клиентов, партнеров, а соответственно и прибыль. В этой статье мы расскажем, что делать и куда обращаться, если ваше честное имя или имидж вашей компании в один момент пошатнулись. Также мы рассмотрим, как правильно составить исковое заявление о защите деловой репутации.

Содержание статьи

Когда требуется восстановить репутацию

Причин для обращения в суд существует действительно много. Кто-то видит угрозу в публикациях в социальных сетях, некоторые жалуются на недостоверную информацию в газетной статье, а другие предприниматели хотят получить компенсацию за упоминание в частном разговоре бизнес-партнеров. В любом случае информация будет являться порочащей, если она:

  • Негативно характеризирует истца;
  • Не соответствует реальности;
  • Накладывает тень на его деловую репутацию;
  • Содержит сведения о нарушении закона компании или о ее недобросовестности;
  • Передана двум и более лицам.

Вниманиеattention
Право на защиту деловой репутации юридического лица закреплено в статье 152 Гражданского кодекса РФ. Согласно этому закону, любое юридическое лицо вправе требовать через суд опровержения порочащей себя информации, если, конечно, докажет, что она не соответствует действительности. Причем опровержение должно быть сделано тем же способом, что и распространение недостоверных сведений – в газете или журнале, в сюжетах на радио или ТВ либо в материалах, размещенных в сети.

Некоторые недоброжелатели распространяют данные, ущемляющие права той или иной компании, которые, с точки зрения законодательства, не будут являться порочащими. Тогда пострадавшему юридическому лицу предоставляется право публиковать свой ответ в СМИ или в интернете, где была осуществлена публикация.

Правила оформления иска

Любое юридическое лицо вправе обратиться в суд, если нарушаются или оспариваются его законные права или интересы — это касается и защиты его деловой репутации. Правильно составленный иск в этом случае – уже половина успеха. Чтобы не допустить ошибок в оформлении документа, заранее ознакомьтесь с требованиями, установленными в ст. 131 ГПК РФ. В соответствии с этим законом, текст заявления должен быть составлен по следующей схеме:

  1. Шапка заявления. Она должна содержать:
  • Наименование судебной инстанции и место ее нахождения;
  • Данные истца: наименование, адрес, ФИО руководителя;
  • Данные ответчика: наименование, адрес, ФИО руководителя;
  • Сведения о других заинтересованных лицах, имеющих какое-либо отношение к делу;
  • Название документа – «Исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации»;
  1. Информационная часть. В этом пункте необходимо изложить:
  • Ссылку на факт нарушения деловой репутации (название СМИ, дату публикации);
  • Сведения, которые являются порочащими в данной публикации;
  • Сведения, которые соответствуют действительности;
  • Все неблагоприятные последствия, к которым привела публикация;
  • Размер убытков, причиненных правонарушением;
  • Требования об опровержении недостоверных сведений и взыскании убытков (при наличии последних);
  1. Заключение. Сюда следует включить:
  • Список прилагаемых к заявлению документов;
  • Дату подачи иска и подпись заявителя.

Стоит отметить, что дела, касающиеся репутации компании, довольно сложные. Именно поэтому обстоятельства, изложенные в иске не всегда возможно сопроводить всеми необходимыми доказательствами. Более того, подобных разбирательств в судебной практике не так уж и много, и рекомендовать определенный алгоритм составления попросту невозможно. Но если придерживаться общих правил оформления иска, он наверняка будет принят к рассмотрению.

Образец

Подача и рассмотрение

Еще один важный шаг, помимо составления иска, — выбор судебного органа, в который нужно его предоставить. Рассмотрением такого рода заявлений занимаются районные или городские суды. В соответствии с положениями ГПК РФ, инстанции должны находиться недалеко от места жительства или нахождения ответчика. Стоимость иска о защите деловой репутации и заявлений по другим подобным спорам не устанавливается, но заявителю придется заплатить государственную пошлину, размер которой составляет 6 000 рублей (для юридических лиц).

Помимо самого иска, вам обязательно понадобится довольно объемный пакет документов. Он же выступит в качестве доказательства и основания для рассмотрения заявления. Перед подачей иска внимательно проверьте, все ли документы, на которых вы основываете свои требования, к нему приложены. Итак, чтобы защитить себя от сведений, которые могут подорвать репутацию вашей компании, вам обязательно понадобятся:

  • Копия материала, опубликованного на том или ином ресурсе;
  • Документы, опровергающие ложные данные;
  • Квитанция об уплате госпошлины;
  • Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • Расчет суммы убытков.
Вниманиеattention
Обратите внимание, что судебная защита чести, достоинства и деловой репутации имеет срок давности в пределах одного года. Этот период отсчитывается от опубликования порочащего материала и заканчивается рассмотрением дела на судебном заседании. Если подобные действия недоброжелателей причинили истцу моральные страдания или материальный ущерб, он может потребовать с ответчика определенного рода компенсацию.

Об авторе

Андрей Воронцов

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Комментарии к статье: 0
Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>