ТСЖ – частная организация, предназначением которой является обслуживание многоквартирных жилых домов и координация общим имуществом, принадлежащим их жильцам. Члены ТСЖ, осуществляющие руководство, избираются в ходе проведения собрания жильцов. Время от времени, как и в любой организации, в товариществе обнаруживаются нарушения, разрешить которые можно, обратившись в одну из соответствующих надзорных инстанций.
В данной статье мы ответим, как пожаловаться на председателя ТСЖ в прокуратуру, а также как правильно составить заявление-жалобу по образцу. Кроме того мы разберем основания для подачи жалобы, основные инстанции обращения и ???
Основания
Причиной недовольств жильцов многоквартирного дома и, как следствие, подачи жалобы на председателя ТСЖ может стать одна из следующих:
- завышенные тарифы на коммунальные услуги (свет, вода, газ, отопление);
- пренебрежение или полное несоблюдение установленных в ходе проведенного общего собрания жильцов правил управления домами;
- эксплуатация общего имущества владельцев квартир многоквартирного дома членами самого товарищества;
- переложение задолженностей одних жильцов на других;
- злоупотребление своими полномочиями со стороны членов ТСЖ или полное их игнорирование;
- несогласие с установленными в ходе общего собрания собственников правилами и желание их оспорить/изменить/отменить;
- обжалование правил, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Контролирующие инстанции
Если у собственника жилья имеется одно или несколько оснований, перечисленных в предыдущем разделе, он может пожаловать в один из органов, осуществляющих надзор в данной области. К таким организациям относятся:
- Роспотребнадзор;
- Госинспекция, занимающаяся разрешением жилищных вопросов;
- Прокуратура;
- Суд.
Не стоит обращаться в одну из контролирующих инстанций сразу же после обнаружения какого-то нарушения. Прежде рекомендуется предпринять попытку урегулирования возникшего вопроса, переговорив с руководством (членами) товарищества и только если это не поможет – подавать жалобу в государственную инспекцию, прокуратуру или суд.
О том, как обратиться в руководство ТСЖ, читайте в следующем разделе.
Руководство ТСЖ
Как показывает практика, обращение напрямую к членам товарищества собственников жилья редко приносит положительный результат. Однако исключать данный вариант разрешения вопроса не стоит.
При обращения к руководству ТСЖ жильцу потребуется составить заявление-жалобу в двух экземплярах, один из которых передается председателю правления, а другой остается на руках заявителя. Экземпляр заявителя должен быть заверен личной росписью члена ТСЖ, в знак подтверждения ознакомления с ним. Кроме того, на копии заявления жильца должны быть проставлена дата её передачи на рассмотрение.
Передать составленную жалобу заявитель может:
Что касается содержания жалобы, то обязательным условием при её составлении является указание требования о предоставлении ответа на поданное ходатайство. Составить документ по всем правилам можно, скачав образец заявления руководству ТСЖ в свободном доступе в интернете.
Госорганы: Роспотребнадзор, жилищная инспекция, прокуратура
Принцип обращения в государственный орган идентичен с обращением к председателю ТСЖ. Заявление подается в двух экземплярах одним из следующих способов:
- Лично, при непосредственном обращении в территориальное подразделение;
- Почтой, заказным письмом с уведомлением;
- Онлайн, через официальный портал правительства;
Крайне важно грамотно составить документ. Сделать это можно, воспользовавшись образцом типовой формы такого заявления. Жалоба в государственный имеет орган следующими структурными особенностями:
В “шапке” документа прописываются реквизиты государственного органа, в которое направится заявление;
Далее прописываются реквизиты заявителя (фамилия, имя, отчестве, адрес постоянного проживания (фактический или по месту регистрации), контактная информация (номер сотового телефона, электронная почта);
В основной части документа дается подробное описание нарушения в хронологическом порядке с приведением соответствующих законодательных норм, подтверждающих перечисляемые факты;
Далее идет часть выдвижения требования по отношению к товариществу, а именно устранение нарушения путем организации проведения проверки и т.д.;
После прописывается перечень прилагаемых к заявлению документов (ксерокопии);
В самом конце указывается дата составления документа, а также личная подпись.
В перечень прилагаемых документов должны входить следующие материалы:
- ксерокопия паспорта заявителя;
- ксерокопия заявления в руководства ТСЖ;
- фотографии и видеозаписи, которые подтверждают наличие нарушения в товариществе;
Об особенностях обращения с жалобой на ТСЖ в прокуратуру читайте в следующем разделе.
Особенности обращения в прокуратуру
Обязательным условием обращения с заявлением на ТСЖ в прокуратуру является наличие подтвержденных данных о нарушениях, полученных в результате проведенной проверки работниками жилищной инспекции или другой частной организации. Без таких доказательств прокуратура не может проверять деятельность товарищества.
Если заявление в прокуратуру подается от имени одного жильца (индивидуальная жалоба), оно автоматически направляется в суд, но уже в форме искового заявления.
Исключением являются случаи, когда заявитель – нетрудоспособное лицо.
Об особенностях обращения в суд читайте в следующем разделе.
Суд
В судебную инстанцию подаются в основном индивидуальные жалобы от одного из собственников жилья, который не смог заручиться поддержкой других жильцов, а разрешить возникшую ситуацию в одиночку у него не получилось.
Обращение в суд имеет следующие особенности:
Прежде чем подать исковое заявление, заявитель должен сообщить об этом руководству товарищества и всем жильцам дома. Делается это ля того, что каждый собственник имел возможности присоединиться к заявителю или подать встречный иск, оспаривая первично поданный;
Одно нарушение ТСЖ не может быть обжаловано повторно. Если суд уже вынес решение, подавать иск снова, на то же нарушение, жилец не может;