Органы прокуратуры в силу специфики своих полномочий не могут быть отнесены к какой-либо ветви власти. Представленный орган осуществляет деятельность по реализации ряда прав граждан или защищает права, в случае их нарушения. Жалоба направляется сотрудникам прокуратуры именно во втором случае и несет за собой ряд последствий как для заявителя, так и для органов (должностных лиц), совершивших нарушение.

Основания для обращения

Реализация полномочий, которыми наделены органы прокуратуры, осуществляется исключительно в соответствии с регламентом закона (ФЗ №2202-1) и ряда подзаконных нормативных правовых актов.

Граждане имеют право обращения за разрешением вопроса к сотрудникам органов прокуратуры в следующих случаях:

  • Имели место противоправные действия со стороны судебных приставов (нарушение сроков, отказ в принятии документов, отсутствие уведомлений и пр.);
  • Нарушение гражданских прав, свобод со стороны лиц, работающих в органах местного самоуправления, занимающих высокие должности в организациях (на предприятиях), не зависимо от формы собственности и организационной формы юридического лица, сотрудниками органов государственной власти на федеральном уровне или в субъектах Федерации;
  • Игнорирование или нарушение норм действующего законодательства, подзаконных актов со стороны лиц, выполняющих должностные обязанности на постах государственных служащих, должностных лиц предприятий (организаций) вне зависимости от формы собственности.

В зависимости от причины обращения, гражданин имеет право обращения с:

  • Жалобой – в случаях, когда обращению предшествовало нарушение норм действующих законодательных актов или его прав, свобод;
  • Заявлением (ходатайством, предложением) – если возникла необходимость в содействии сотрудниками прокуратуры в части реализации субъектом обращения собственных прав или свобод.

Вне зависимости от вида обращения, оно может быть подано любым удобным для заявителя способом:

  • При личном визите;
  • Путем направления заказным почтовым письмом;
  • По электронной почте;
  • Заполненной электронной формой, представленной на официальном Интрнет-портале Прокуратуры.
Вниманиеattention
Также следует указать, что лицо вправе подавать жалобу (обращение) в территориальные подразделения органов прокуратуры или в Генеральную Прокуратуру.

Обязанности прокуратуры

Функционирование всей системы органов прокуратуры осуществляется в соответствии с законодательным регламентом. Федеральный Закон №2202-1 представляет основные направления деятельности представленных органов, а также определяет круг их обязанностей.

Основной задачей прокуратуры является обеспечение и гарантирование гражданам соблюдения всеми правовыми субъектами положений действующих нормативных правовых актов. Для исполнения указанного обязательства, органы прокуратуры должны:

  • Своевременно реагировать на обращения (заявления) граждан, сутью которых является невозможность воспользоваться своими законными правами или нарушение последних со стороны третьих лиц;
  • В установленные законом сроки предоставлять заявителям аргументированный ответ с указанием информации о ходе рассмотрения обращения;
  • Производить систематические плановые и внеплановые проверки государственных органов, органов управления на местах, юридических лиц вне зависимости от их формы собственности и организационной формы на предмет соблюдения норм закона;
  • Выявлять нарушения, а также производить дополнительные мероприятия по определению круга виновных и степени их вины;
  • Принимать участие в разработке нормативных актов международного характера;
  • Предоставлять нуждающимся лицам правовую помощь в рамках сокращения уровня преступности и ее превенции.

После подачи гражданином жалобы (обращения) сотрудникам органов прокуратуры любого уровня, последние обязуются изучить суть изложенного заявителем и принять одно из следующих решений:

  • Перенаправить заявление компетентному органу;
  • Дать гражданину разъяснение, каким способом он может защитить нарушенные права;
  • Провести самостоятельную проверку и установить наличие нарушения с дальнейшим предприятием мер по их устранению;
  • Запросить у заявителя, органов или учреждений информацию, детализирующую суть обращения.

Как составить жалобу?

Унифицированная форма жалобы, подаваемой гражданами в прокуратуру, на законодательном уровне не закреплена. Указанный документ составляется в свободной форме на листе формата А-4, однако следует соблюсти ряд требований:

  1. Обращение направляется не на орган, в целом, а на конкретного сотрудника, т.е. в шапке жалобы следует указать данные прокурора, в ведении которого будет пребывать определенное дело.
  2. Изложение сути должно быть четким, с соблюдением общих норм деловой переписки и ведения делопроизводства (структура обращения – шапка, основная часть, заключение с указанием просьбы или требования и подписью).
  3. Разрешено составление обращения от руки или с использованием компьютерной техники (с личной подписью или ЭЦП).
  4. Жалоба не может дублироваться, если не возникли кардинальные дополнения (уточнения, изменения) по ее сути.
  5. Изначально следует обращаться в территориальные подразделения прокуратуры, и лишь в случае предоставления последним неудовлетворительного ответа – в Генеральную Прокуратуру.
  6. В обязательном порядке следует указать фамилию, имя, отчество заявителя, а также его контактные данные (пункт актуален вне зависимости от способа подачи заявки (личный, электронный и т.п.)).
  7. В основной части составляемого документа желательно указывать нормативную документацию, положения которой были нарушены или в реализации которых возникли трудности.
  8. К жалобе прикладывается комплект документации, подтверждающей указанные в ней сведения.
Важноimportant
Обращение не должно содержать исправлений, ошибок и неприемлемых выражений (нецензурной лексики, оскорблений в адрес кого-либо).

Образец

Коллективное обращение

Все граждане наделены конституционным правом обращаться в государственные органы, в т. ч. и прокуратуру, как в индивидуальном порядке, так и коллективно. Групповая жалоба обладает рядом характеристик:

  • Одновременно несколько заявителей (не менее двух, максимальное количество не ограничено);
  • Наличие нарушения закона относительно каждого указанного в жалобе гражданина;
  • Схожесть нарушенных прав и интересов заявителей;
  • Все заявители имеют общие интересы (представители одной профессии, сотрудники одного предприятия, участники одного сообщества, в том числе организованного на основании нарушения общих прав и пр).

Обращение, составляемое от лица коллектива (нескольких граждан) имеет некоторые отличия от стандартной формы документа:

  • Имеет оглавление как «коллективная (групповая) жалоба;
  • В шапке следует обозначать данные всех заявителей или предварительно документального делегировать полномочия по обращению одному лицу. Однако в любом случае список с личной информацией о каждом заявителе должен прилагаться;
  • Текс должен содержать сведения о нарушении прав каждого обращающегося гражданина. Указывать информацию следует кратко и емко;
  • К документу прилагается комплект документации, подтверждающей каждое из указанного в теле документа правонарушения.
Инфоinfo
На практике, групповым заявлениям (жалобам) уделяется больше внимания и их подача более результативна, рассматривается в ускоренном порядке.

Можно ли пожаловаться анонимно?

При возникновении у гражданина необходимости обратиться в прокуратуру, по различным обстоятельствам он может опасаться публичности своей жалобы или не желать огласке своего имени, однако закон (ФЗ № 59) устанавливает необходимость указания личных данных, если подается заявление в:

  • Отделение полиции;
  • Органы прокуратуры;
  • Органы судебной власти.

При личном обращении в территориальное подразделение органов прокуратуры лицо обязано предоставить документ, удостоверяющий его личность, что также делает невозможным подачу анонимной жалобы.

Если же обращение без подписи было подано с использованием виртуальной формы официального портала или направлено почтовой связью, сотрудники прокуратуры оставятего без рассмотрения.

Вниманиеattention
Существует единственная разновидность жалоб, поданных в прокуратуру без указания сведений о личности заявителя. Они в обязательном порядке рассматриваются и в сжатые сроки передаются уполномоченным следственным органам – это обращения, в тексте которых указана информация о подготовке к совершению преступления.

Как пожаловаться через интернет?

Все органы государственной власти предоставляют гражданам возможность подать обращение с использованием сети Интернет:

  • Через специально разработанные официальные Интернет-порталы;
  • С использованием электронной почты;
  • В ряд государственных органов можно подать заявление через сайт Госуслуг.

Для жалобы в органы прокурорского надзора подходят все три выше представленных варианта.

При обращении через специализированный портал, следует открыть сайт Генеральной прокуратуры и перейти на территориальный департамент. В открытом окне нужно найти вкладку «Обратная связь», кликнуть на нее и заполнить предложенную форму. В электронной форме доступен сервис прикрепления отсканированных копий подтверждающих документов.

Если гражданин решил направить письмо по электронной почте, следует зайти на сайт территориального подразделения органа прокуратуры и найти его электронныйадрес. При составлении письма необходимо помнить об обязанности указать личную информацию заявителя. Отправлять заявление можно с любого почтового ящика пользователя.

Инфоinfo
Удобным способом подачи жалобы в прокуратуру является использование портала Госуслуг. Для этого следует пройти процедуру авторизации на сайте, выбрать вкладку «Услуги»и и «Подача обращения в органы Прокуратуры», после чего заполнить все предложенные информационные поля и изложить суть обращения. Следить за процессом рассмотрения заявки можно также через личный кабинет на Госуслугах.

Способы подачи жалобы

Обращение может иметь:

  • Письменную форму;
  • Электронный вид.

Передача обращения зависит от его вида и может осуществляться:

  • Путем личного посещения территориального подразделения органа;
  • Направления курьерской доставкой;
  • Заказным почтовым отправлением;
  • На электронную почту подразделения Прокуратуры, Генеральной Прокуратуры;
  • Через личный аккаунт на официальном портале Госуслуг;
  • Через официальные сайты департаментов или Генеральной Прокуратуры.
Важноimportant
Способ подачи заявления не влияет на юридическую силу документа, а также на скорость рассмотрения обращения.

Сроки рассмотрения

Законодатель ограничивает органы прокуратуры в сроках рассмотрения обращений граждан с целью оперативности решения возникнувших вопросов. Жалоба будет рассмотрена:

  • В течении 15 будних дней с момента регистрации заявки (день подачи), если из ее сути не возникает необходимость проведения дополнительных расследований, выяснения или уточнения какой-либо информации;
  • На протяжении месячного срока, если для восстановления нарушенного права или устранения препятствий в реализации законных прав требуется проведения сотрудниками органа прокуратуры специальных мероприятий.

Для сложных категорий дел могут предусматриваться иные сроки, о них лицо заявителя уведомляется при подаче обращения.

Когда прокуратура может отказать в рассмотрении?

Обращение может быть отклонено, если:

  • Заявитель скрыл информацию о своей личности, если обращение не несет информацию о готовящемся преступлении;
  • Суть обращения не подпадает под компетенцию органов (осуществляется передача обращения в уполномоченную структуру);
  • Заявитель предварительно не обращался с заявкой в органы, обязанные разрешать соответствующую категорию обращений;
  • Требование, выплывающее из жалобы, противоречит норме закона.
Инфоinfo
Отказ, в зависимости от причины, дается на протяжении 5, 10 дней или в день обращения, если гражданин не имеет при себе документа об удостоверении личности.

Куда жаловаться на бездействие органов?

В случае, когда заявитель не получил ответ в установленные законодателем сроки, он вправе подать жалобу на такое бездействие:

  • На отсутствие реагирования со стороны сотрудников территориального подразделения – вышестоящему руководству (начальству);
  • На бездействие начальства – в Генеральную прокуратуру.
Инфоinfo
Обжалование также рассматривается в определенные законодателем сроки.

Выводы

При возникновении у гражданина преград в реализации своих законных прав или нарушения последних, он может обратиться с заявлением (жалобой) к сотрудникам органа прокуратуры любого уровня. Обращение должно соответствовать общим требованиям составления соответствующей документации, рассматривается подразделением прокуратуры в сроки, предусмотренные законодателем, а решение или отсутствие действий со стороны прокурора могут быть обжалованы.

Об авторе

Андрей Воронцов

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(Пока оценок нет)
Загрузка...