Органы прокуратуры в силу специфики своих полномочий не могут быть отнесены к какой-либо ветви власти. Представленный орган осуществляет деятельность по реализации ряда прав граждан или защищает права, в случае их нарушения. Жалоба направляется сотрудникам прокуратуры именно во втором случае и несет за собой ряд последствий как для заявителя, так и для органов (должностных лиц), совершивших нарушение.
Основания для обращения
Реализация полномочий, которыми наделены органы прокуратуры, осуществляется исключительно в соответствии с регламентом закона (ФЗ №2202-1) и ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Граждане имеют право обращения за разрешением вопроса к сотрудникам органов прокуратуры в следующих случаях:
- Имели место противоправные действия со стороны судебных приставов (нарушение сроков, отказ в принятии документов, отсутствие уведомлений и пр.);
- Нарушение гражданских прав, свобод со стороны лиц, работающих в органах местного самоуправления, занимающих высокие должности в организациях (на предприятиях), не зависимо от формы собственности и организационной формы юридического лица, сотрудниками органов государственной власти на федеральном уровне или в субъектах Федерации;
- Игнорирование или нарушение норм действующего законодательства, подзаконных актов со стороны лиц, выполняющих должностные обязанности на постах государственных служащих, должностных лиц предприятий (организаций) вне зависимости от формы собственности.
В зависимости от причины обращения, гражданин имеет право обращения с:
- Жалобой – в случаях, когда обращению предшествовало нарушение норм действующих законодательных актов или его прав, свобод;
- Заявлением (ходатайством, предложением) – если возникла необходимость в содействии сотрудниками прокуратуры в части реализации субъектом обращения собственных прав или свобод.
Вне зависимости от вида обращения, оно может быть подано любым удобным для заявителя способом:
- При личном визите;
- Путем направления заказным почтовым письмом;
- По электронной почте;
- Заполненной электронной формой, представленной на официальном Интрнет-портале Прокуратуры.
Обязанности прокуратуры
Функционирование всей системы органов прокуратуры осуществляется в соответствии с законодательным регламентом. Федеральный Закон №2202-1 представляет основные направления деятельности представленных органов, а также определяет круг их обязанностей.
Основной задачей прокуратуры является обеспечение и гарантирование гражданам соблюдения всеми правовыми субъектами положений действующих нормативных правовых актов. Для исполнения указанного обязательства, органы прокуратуры должны:
- Своевременно реагировать на обращения (заявления) граждан, сутью которых является невозможность воспользоваться своими законными правами или нарушение последних со стороны третьих лиц;
- В установленные законом сроки предоставлять заявителям аргументированный ответ с указанием информации о ходе рассмотрения обращения;
- Производить систематические плановые и внеплановые проверки государственных органов, органов управления на местах, юридических лиц вне зависимости от их формы собственности и организационной формы на предмет соблюдения норм закона;
- Выявлять нарушения, а также производить дополнительные мероприятия по определению круга виновных и степени их вины;
- Принимать участие в разработке нормативных актов международного характера;
- Предоставлять нуждающимся лицам правовую помощь в рамках сокращения уровня преступности и ее превенции.
После подачи гражданином жалобы (обращения) сотрудникам органов прокуратуры любого уровня, последние обязуются изучить суть изложенного заявителем и принять одно из следующих решений:
- Перенаправить заявление компетентному органу;
- Дать гражданину разъяснение, каким способом он может защитить нарушенные права;
- Провести самостоятельную проверку и установить наличие нарушения с дальнейшим предприятием мер по их устранению;
- Запросить у заявителя, органов или учреждений информацию, детализирующую суть обращения.
Как составить жалобу?
Унифицированная форма жалобы, подаваемой гражданами в прокуратуру, на законодательном уровне не закреплена. Указанный документ составляется в свободной форме на листе формата А-4, однако следует соблюсти ряд требований:
- Обращение направляется не на орган, в целом, а на конкретного сотрудника, т.е. в шапке жалобы следует указать данные прокурора, в ведении которого будет пребывать определенное дело.
- Изложение сути должно быть четким, с соблюдением общих норм деловой переписки и ведения делопроизводства (структура обращения – шапка, основная часть, заключение с указанием просьбы или требования и подписью).
- Разрешено составление обращения от руки или с использованием компьютерной техники (с личной подписью или ЭЦП).
- Жалоба не может дублироваться, если не возникли кардинальные дополнения (уточнения, изменения) по ее сути.
- Изначально следует обращаться в территориальные подразделения прокуратуры, и лишь в случае предоставления последним неудовлетворительного ответа – в Генеральную Прокуратуру.
- В обязательном порядке следует указать фамилию, имя, отчество заявителя, а также его контактные данные (пункт актуален вне зависимости от способа подачи заявки (личный, электронный и т.п.)).
- В основной части составляемого документа желательно указывать нормативную документацию, положения которой были нарушены или в реализации которых возникли трудности.
- К жалобе прикладывается комплект документации, подтверждающей указанные в ней сведения.
Образец
Коллективное обращение
Все граждане наделены конституционным правом обращаться в государственные органы, в т. ч. и прокуратуру, как в индивидуальном порядке, так и коллективно. Групповая жалоба обладает рядом характеристик:
- Одновременно несколько заявителей (не менее двух, максимальное количество не ограничено);
- Наличие нарушения закона относительно каждого указанного в жалобе гражданина;
- Схожесть нарушенных прав и интересов заявителей;
- Все заявители имеют общие интересы (представители одной профессии, сотрудники одного предприятия, участники одного сообщества, в том числе организованного на основании нарушения общих прав и пр).
Обращение, составляемое от лица коллектива (нескольких граждан) имеет некоторые отличия от стандартной формы документа:
- Имеет оглавление как «коллективная (групповая) жалоба;
- В шапке следует обозначать данные всех заявителей или предварительно документального делегировать полномочия по обращению одному лицу. Однако в любом случае список с личной информацией о каждом заявителе должен прилагаться;
- Текс должен содержать сведения о нарушении прав каждого обращающегося гражданина. Указывать информацию следует кратко и емко;
- К документу прилагается комплект документации, подтверждающей каждое из указанного в теле документа правонарушения.
Можно ли пожаловаться анонимно?
При возникновении у гражданина необходимости обратиться в прокуратуру, по различным обстоятельствам он может опасаться публичности своей жалобы или не желать огласке своего имени, однако закон (ФЗ № 59) устанавливает необходимость указания личных данных, если подается заявление в:
- Отделение полиции;
- Органы прокуратуры;
- Органы судебной власти.
При личном обращении в территориальное подразделение органов прокуратуры лицо обязано предоставить документ, удостоверяющий его личность, что также делает невозможным подачу анонимной жалобы.
Если же обращение без подписи было подано с использованием виртуальной формы официального портала или направлено почтовой связью, сотрудники прокуратуры оставятего без рассмотрения.
Как пожаловаться через интернет?
Все органы государственной власти предоставляют гражданам возможность подать обращение с использованием сети Интернет:
- Через специально разработанные официальные Интернет-порталы;
- С использованием электронной почты;
- В ряд государственных органов можно подать заявление через сайт Госуслуг.
Для жалобы в органы прокурорского надзора подходят все три выше представленных варианта.
При обращении через специализированный портал, следует открыть сайт Генеральной прокуратуры и перейти на территориальный департамент. В открытом окне нужно найти вкладку «Обратная связь», кликнуть на нее и заполнить предложенную форму. В электронной форме доступен сервис прикрепления отсканированных копий подтверждающих документов.
Если гражданин решил направить письмо по электронной почте, следует зайти на сайт территориального подразделения органа прокуратуры и найти его электронныйадрес. При составлении письма необходимо помнить об обязанности указать личную информацию заявителя. Отправлять заявление можно с любого почтового ящика пользователя.
Способы подачи жалобы
Обращение может иметь:
- Письменную форму;
- Электронный вид.
Передача обращения зависит от его вида и может осуществляться:
- Путем личного посещения территориального подразделения органа;
- Направления курьерской доставкой;
- Заказным почтовым отправлением;
- На электронную почту подразделения Прокуратуры, Генеральной Прокуратуры;
- Через личный аккаунт на официальном портале Госуслуг;
- Через официальные сайты департаментов или Генеральной Прокуратуры.
Сроки рассмотрения
Законодатель ограничивает органы прокуратуры в сроках рассмотрения обращений граждан с целью оперативности решения возникнувших вопросов. Жалоба будет рассмотрена:
- В течении 15 будних дней с момента регистрации заявки (день подачи), если из ее сути не возникает необходимость проведения дополнительных расследований, выяснения или уточнения какой-либо информации;
- На протяжении месячного срока, если для восстановления нарушенного права или устранения препятствий в реализации законных прав требуется проведения сотрудниками органа прокуратуры специальных мероприятий.
Для сложных категорий дел могут предусматриваться иные сроки, о них лицо заявителя уведомляется при подаче обращения.
Когда прокуратура может отказать в рассмотрении?
Обращение может быть отклонено, если:
- Заявитель скрыл информацию о своей личности, если обращение не несет информацию о готовящемся преступлении;
- Суть обращения не подпадает под компетенцию органов (осуществляется передача обращения в уполномоченную структуру);
- Заявитель предварительно не обращался с заявкой в органы, обязанные разрешать соответствующую категорию обращений;
- Требование, выплывающее из жалобы, противоречит норме закона.
Куда жаловаться на бездействие органов?
В случае, когда заявитель не получил ответ в установленные законодателем сроки, он вправе подать жалобу на такое бездействие:
- На отсутствие реагирования со стороны сотрудников территориального подразделения – вышестоящему руководству (начальству);
- На бездействие начальства – в Генеральную прокуратуру.
Выводы
При возникновении у гражданина преград в реализации своих законных прав или нарушения последних, он может обратиться с заявлением (жалобой) к сотрудникам органа прокуратуры любого уровня. Обращение должно соответствовать общим требованиям составления соответствующей документации, рассматривается подразделением прокуратуры в сроки, предусмотренные законодателем, а решение или отсутствие действий со стороны прокурора могут быть обжалованы.