Нарушение прав потребителей – частое явление в повседневной жизни. Столкнуться с подобной проблемой можно в супермаркете, автобусе или, например, при оплате счета за электричество. Так, цены на кассе магазина не всегда совпадают с ценником, а персонал может быть недостаточно квалифицирован. Более того, в торговых точках могут не соблюдаться сроки и условия хранения товаров.
Обычно потребители довольно равнодушно относятся к таким проблемам, поэтому продавцы злоупотребляют своими полномочиями. Однако каждый покупатель имеет право отстаивать свои права, в том числе – и в судебном порядке. Это последняя инстанция в споре между ним и компанией. А «Закон о защите прав потребителей» – главный нормативный акт, регулирующий такие конфликты. Цель нашей статьи – рассказать о том, что нужно знать, чтобы защитить себя от недобросовестных продавцов.
Основания для подачи иска
Права потребителей могут быть нарушены как при продаже товаров, так и при предоставлении услуг. В таких случаях продавец несет ответственность в соответствии с законом или с договором. К основным нарушениям можно отнести:
- Непредставление информации о товаре (работе или услуги);
- Продажа некачественного товара;
- Навязывание платных услуг;
- Нарушение сроков, установленных в договоре;
- Наличие в договоре условий, ущемляющих права потребителя.
Куда жаловаться?
Бороться за свои права или нет, вы решаете сами. Обращаясь с жалобой, вы можете предотвратить подобные нарушения в дальнейшем. Итак, при нарушении своих прав потребителю следует:
- Обратиться к продавцу с устной претензией;
- Составить письменную жалобу и предоставить ее в магазин;
- Пожаловаться в Роспотребнадзор или другие инстанции (Госжилинспекция, санэпидемстанция);
- Подать исковое заявление в суд.
Самый простой способ устранить нарушение – обратиться к продавцу с устной просьбой. К такому разговору следует хорошо подготовиться: тщательно изучить свои права и те нормы закона, которые были нарушены. Также можно вручить ему письменную претензию под роспись с обязательным указание даты ее составления. Изложите в ней как можно более подробную информацию о товаре или услуге, опишите всю ситуацию и причину недовольства, а также укажите свои требования к продавцу. Жалобу, как правило, составляют в двух экземплярах – один из них оставьте у себя. В магазине должны подписать оба документа и поставить печать – это будет подтверждением о получении претензии.
Если продавец не реагирует на вашу просьбу – обращайтесь в Роспотребнадзор. Эта организация имеет право провести проверку в организации, выявлять нарушения и дать рекомендации по их устранению. Еще она может выписать предписание о наказании виновников за неисполнение своих обязанностей. Сюда следует направлять жалобу относительно некачественных услуг магазинов, банков или ЖКХ. Обращение в суд – самая крайняя мера, прибегать к которой стоит лишь в том случае, если вы уверены в своей правоте и уже использовали все мирные способы урегулирования конфликтов.
Как составить исковое заявление?
Если в течение 10 дней со дня обращения в магазин потребителю не получил ответа на претензию – значит, придется идти в суд. Для этого нужно составить соответствующее исковое заявление. Порядок его оформления не так уж и сложен. В заявление должны быть указаны:
- Заголовок. Полное название документа – «Исковое заявление о защите прав потребителя»;
- Наименование и адрес суда;
- Сведения о заявителе. Здесь нужно указать его фамилию, имя и отчество, а также домашний адрес;
- Сведения о компании. Этот пункт подразумевает название организации, ее фактический адрес. Еще обозначьте данные о руководителе – фамилия, имя, отчество и место жительства;
- Суть проблемы. В этой части заявления подробно опишите нарушение продавца и предоставьте все имеющиеся у вас доказательства;
- Требования к ответчику. Здесь укажите величину материального ущерба, которую вы хотите получить от продавца. При покупке некачественного товара вы можете требовать его замену, снижение цены или устранение недостатков;
- Перечень документов, приложенных к иску. Обязательно предъявите подтверждение тому, что вы пытались провести досудебное урегулирование спора. Кроме того, в заключение поставьте дату и подпись.
Обратиться с иском можно в суд по месту жительства, по адресу магазина или места заключения договора. Подписанное заявление можно принести лично или отослать по почте заказным письмом – тогда нужно сохранить квитанцию. К нему нужно будет приложить и другие документы. Например, в суде вам точно понадобятся:
- Кассовый чек, квитанция, гарантийный талон и любые другие документы, подтверждающие факт покупки товара или получения услуги;
- Письменная претензия к продавцу;
- Квитанция об уплате госпошлины (если она предусматривается);
- Письменное обоснование исковых требований (собственный расчет суммы ущерба).
На рассмотрение вашего иска у суда есть 2 месяца. При этом это – предельный срок, обычно разбирательство проходит значительно быстрее. При удовлетворении им ваших требований, с продавца возьмут штраф в размере половины присужденной вам суммы. Решение суда можно обжаловать в течение 10 дней со дня его принятия.